Сказание о Хельги 1.

 

Так называемый "сигурдовский цикл" складывался /как это обычно и бывает с эпосами/  в течение длительного времени. Параллельно, его темы развивались и в южнонемецкой литературе. Наиболее извест­ное произведение такого рода - Песнь о Нибелунгах. Она имеет ряд существенных отличий от рассмотренного нами скандинавского варианта. Последний, густо насыщенный   мифологическими образами ранее считался первичным. Но видный швейцарский ученый Андреас Хойслер доказывает обратное, исходя из того, что описываемые в эпосе события связаны с великим переселением народов и образованием варварских королевств в Европе (См. Хойслер А.//Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. Ин. лит. М.).

По мнению Xойслера, основная линия   цикла /история Сигулда и мести за него/ была составлена из двух отдельных произведении» ус­ловно называемых "Сказание о Брюнхильде" и "Сказание о гибели бургундов." Первое имеет своим прообразом распри королей фланков и готов в VI - VII веках. Основой второго сюжета послужили события V века. В 4О7 году бургунды потерпели страшное поражение от гуннов. Государство их на Среднем Рейне было разлушено, король Гундихарий погиб. Шестнадцать лет спустя владыка гуннов Аттила внезапно умер от удара, подле своей жены, бургундки Ильдико /Хильды/  ...

Позднее эти два сюжета объединила тема проклятого золота,

архетипичная для германцев /она присутствует и в англосаксонском эпо­се Беовульф", где герой погибает, отобрав сокровища у дракона/.

К этому времени, бургунды, франки, готы, бавары были давно уже крещены. Поэтому в эпосе континентальных германцев и не проявились фигуры языческих богов. Однако затем данные сюжеты попали в Сканди­навию, где получили самостоятельное звучание.

Там они прониклись образами языческих мифов. Там же, к сигурдовскому циклу присоединены были и сказания о Хельги /"священный", "посвященный"/, человеке, трижды возрождавшемся к жизни. В этих сказаниях любовь героев торжествует над ледовым началом.

Некогда жил конунг по имени Хьервалд. Он дал обет женится на самой красивой женщине. Были у него четыре прекрасные жены и конунг думал уже, что цели своей достиг.

Однажды, в край Хьервалда прилетела дивная птица и сказала:

"Сигрлинн ты видел ли,                       Хоть и красивыми

Свафнира дочь?                               Хьерварда жены

Нет ее краше                                       воинам кажутся

в целой вселенной!                             в Глясислунде."

(Песнь о Хельги, сыне Хьерварда /Старшая Эдда. Западноевропейский эпос. Лениздат Л.1977).

Птица обещала конунгу помочь добыть красавицу. За это Хьервард посвятил ей храм.

Он вместе со своим ярлом Атли поехал в Сваваладд и увидел пожары и клубы пыли от скачущих коней. Они узнали, что враги убили Свафнира и разграбили его страну.

Атли перешел речку и заметил дом, на котором сидел спящий орел. То был слуга убитого конунга, охранявший Сигрлинн колдовством. Атли метнул копье и убил его. Хьелвалд женился на Сигрлинн.

У них "... был сын, высокий и красивый. Он был молчалив. У него не было имени. Однажды он сидел на кургане и увидел, что скачут де­вять валькирий и одна из них была самой статной". Это была дочь конунга Эйлими Свава.

Валькирия дала сыну Хьерварда имя Хельги. Свава сказала, что  ста­нет его женой, если тот прославит свое имя в битвах.

Хельги тогда пошел к Хьерварду и взял воинов, чтобы отомстить за отца своей матери. Он поехал вместе с Атли, убил Хродмара и сразил на горе великана Хати. Ночью корабль Хельги стоял на якоре. Атли нес стражу. Он увидел в волнах ведьму. Это была Хримгерд, дочь Хати. Ведьма сказала, что потопила бы ладью, если бы валькирии не хранили Хельги. Атли разговорами задержал Хримгерд до восхода солнца, лучи которого превратили ее в камень.

Хельги пришел к конунгу Эйлими. Он и Свава "обменялись обетами и любили друг друга очень сильно".

Старший брат Хельги - Xедин, однажды вечером встретил в лесу женщину-тролля. "Она ехала на волке, и змеи были у нее удилами. Она предложила Хедину сопровождать его.  "Нет!" - сказал он. Она сказала - "за это ты заплатишь, когда будешь пить обетную чашу!" Вечером стали давать обеты. Привели жертвенного вепря. Люди возлагали на него луку и давали обеты, выпивая обетную чашу. Хедин дал обет жениться на Сваве, дочери Эйлими, возлюбленной Хельги, его брата". Затем он покаялся перед Хельги.    Брат ответил:

"Себя не вини!                 правым обет твой

Может быть, станет     для нас обоих..."

(Песнь о Хельги, сыне Хьерварда /Старшая Эдда. Западноевропейский эпос. Лениздат Л.1977).

Так сказал Хельги, ибо он предчувствовал свою  смерть и подозревал, что это его духи-двойники посетили Xедина, когда тот встретил женщину верхом на волке".

 

/Идея духов-двойников, вероятно, проникла в скандинавские представления из глубин Северной Азии, через финно-угров/.

 

Вскоре, герой сразился с Альвом, сыном Хродмара и получил смертельную рану. Свава явилась тогда к умирающему жениху. Хельги просил ее выйти замуж за Xедина, но валькирия сказала, что сделает это, лишь когда тот отомстит за брата. Хедин отправился на битву с Альвом и не вернулся.

Говорят, что Хельги и Свава вновь родились.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Скандинавские мифы 20.

Карта сайта.