Судьба богов.

 

Многоцветный мост Биврест, ведущий в Асгард, служит персонификацией радуги. В иранской мифологии ему можно найти соответствие: многолучевой мост Чинват, ведущий в загробный мир. Поединок Тора с Ермунгандом относится к типу битвы громовержца со змеем, который В.Н. Топоров назвал "основным мифом" индоевропейцев. Эквивалент ему мы видим у славян,индийцев /Индра и Вритра/, греков /Зевс и Тифон/; а также хеттов, армян и т.д.

Гарм является дублером Фенрира. Двойные псы ада часто ветле ча­ются в индоевропейских мифологических системах: Цербер и Орф /в греческой/; четырехглазые Шарбары /в индийской/; две собаки, охранявшие мост Чинват /в иранской/.

 

…Так сказано о том в «Прорицании вельвы»:

 

Хеймдаль трубит, поднял он рог,

с черепом Мимира

Один беседует.

Трепещет Иггдрасиль,

Ясень высокий, гудит древний ствол,

турс вырывается…

 

…Хрюм едет с востока,

щитом заслоняясь;

Ермунганд гневно поворотился;

Змей бьет о волны,

клекочет орел,

павших терзает;

Нагльфар плывет.

 

С востока в ладье

Муспелля люди

Плывут по волнам,

А Локки правит;

Едут с Волком

Сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.

 

Сурт едет с юга

с губящим ветви,

солнце блестит

на мечах богов;

рушатся горы,

мрут великанши,

в Хель идут люди,

Расколото небо…

 

…Но вслед за тем выступает Видар и становится ногою Волку на нижнюю челюсьб. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску… Рукою Видар хватает Волка за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Тут приходит Волку конец. Локки сражается с Хеймдаллем, и они убивают друг друга. Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир…

 

…Сын тут приходит 

Отца Побед,              

Видар для боя           

со зверем трупным;   

меч он вонзает,      

мстя за отца, -     

в сердце разит он  

Xведрунга сына,        

 

Тут славный приходит

Хлодюн потомок,

со змеем идет

биться сын Одина,

в гневе разит

Мидгарда страж,

все люди должны

с жизнью расстаться.

 

Солнце померкло,

земля тонет в море

срываются с неба

светлые звезды,

пламя бушует питателя жизни

жар нестерпимый

до неба доходит.

 

... Что же будет потом... ?

... Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная. Поля незасеян­ные покроются всходами. Живы Видал и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта.Они селятся на Идавелль - поле, где прежде был Асгард, Туда приходят и сыновья Тора - Моди /"смелый"/ и Магни /"сильный"/ и приносят с собой молот Мьелльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хедом. Все сходятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлей, которыми владели асы ...

 

Многие кеннинги посвящались богам.Они отражали характерные че­рты асов и ванов,эпизоды мифической"биографии"и родственные связи.  Вот примеры  кеннингов:

-Одина /"бог павших","друг Мимира","противник Волка","ас воронов/ -Тора:/ "сын Одина и Земли","недруг мирового змея","сокрушитель черепа Хрунгнира"/.

-Тюра: /"Однорукий ас", "вскормивший Волка"/

-Хеймдалля: /"сын девяти матерей" /волн/;

-Локи: /"отец Ермунганда","вор великанов", "родня Слейпнира", "недруг богов"/.

 

А в тоще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись два человека - Лив /"Жизнь"/ и Ливтрасир /"Пышущий жизнью"/. Утренняя роса слу­жит им едою. И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир…

 

Рагнарек (Алексей Фанталов, холст, масло).

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

 

Скандинавские мифы 12.

Карта сайта.