Царь-солнце.

 

 

Сыном Сварога Ипатьевская летопись называет также Даждьбога - "Царя-Солнце". Подобно Стрибогу, его изваяние было поставлено князем Владимиром в Киеве.

Даждьбога Б.А.Рыбаков сопоставляет со скифским Колаксаем /"солнце-царем"/, легенду о котором записал Геродот. Колаксай был младшим из трех братьев, прародителей скифских пле­мен. 13 их правление из неба выпали чудесные золотые предметы: плуг с ярмом, секира и чаша. Старшие братья пытались завладеть ими, но не смогли сделать этого из-за   жара. Только, когда подошел младший, пламя погасло. Ему и досталось чудесное золото, а заодно и верховная власть.

Данное предание может быть сближено с популярной восточнославяской сказкой о трех царствах. Трое братьев богатырей, младший из которых носит имя Светозар, освобождают царевен, похи­щенных Змеем или вихрем. Они добывают три царства: медное, серебря­ное и золотое, последнее из которых достается Светозару. Возможно, в честь этого мифологического персонажа, великого князя Владимира Святославовича народная традиция наградила эпитетом 'Красное Солнышко".

В сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседаю­щим на златотканном пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы - Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь ве­стников, летающих по свету в образе хвостатых звезд. Тут и дядя его - лысый Месяц (См.  Афанасьев А.// Поэтические воззрения славян на природу. М:Индрик.1994.т.1).

Следует отметить, что Даждьбог считался божеством бело­го Света, а не самим солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. В этом качестве Даждьбог подобен иранскому Митре.

 

“Даждьбог”. (А. Н, Фанталов, 1991).

Даждьбог (или Дажьбог) - “Царь солнце” почитался как бог добра и белого света (а не самого солнечного диска). Этот образ имел широкое распространение. Греческая мифология дает нам пример Аполлона, скифская мифология - Колаксая, древнеперсидская (зороастрийская) мифология - Митры. В “Слове о полку Игореве русичи названы “дажьбожьими внуками”.

 

Такое разделение не редкость в мифологии. Греция также знает Солнце-Гелиоса и светлого Аполлона. В сербской сказке изве­стен царь   Дабог, которому служат волки. Эта черта также сближа­ет славянского бога белого света с Аполлоном, имеющим эпитет Ликейский /"волчий"/. Священным животным Аполлона являлся грифон-лев, с головой и крыльями орла.

 

 

“Даждьбог в Царстве Подземном"”. (А. Фанталов, 1996).

Даждьбог спускается в подземное царство и побеждает Вия - судью мертвых. Светлый бог показан здесь на колеснице, запряженной грифонами (подобно Аполлону греческой мифологии). Веки Вия поднимали вилами его слуги аналогичная ситуация наблюдалась и в кельтской мифологии (Балор ирландцев и Исбаддаден валлийцев).

 

Алексей Фанталов.

"История дома Тайра".

 

(Продолжение следует).

 

Мифы славян 9.

Карта сайта