Даждьбог, Ярило, Хорс.

 

В средневековой Руси была популярна книжная легенда о том, как Александр Македонский вознесся на небо на чудесных орлах или грифонах. Она запечатлена в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на щитке диадемы ХП в., на русских вышивках. Всюду показан юноша в короне, на колеснице, запряженной птицами или грифонами. По мнению Б.А. Рыбакова именем легендарного царя здесь прикрыто изображение Даждьбога..

Некоторые ученые считают основной формой имени божества Дажьбог и выводят ее из индоевропейского -"жечь", /т.е. получается "жгучий бог"/. Но большинство исследователей опирается на другое написание - Даждьбог, что расшифровывают как "дарующий бог". В этом качестве образ сходен с индийским Бхагой.

Возможно, одним из эпитетов славянского бога был Белбог или "Белобог", противопоставляемый "Чернобогу" /согласно "Славянской хронике Гельмгольда (См. Гельмгольд //Славянская хроника. М: 1963.).

Поздним выражением Белбога стал Белун белорусских сказок и поверий. Его представляли старцем в белой одежде, с белой бородой и посохом в руках. Во время жатвы он присутствует на нивах и помогает крестьянам, а также выводит заблудившихся из леса и рассыпает богатства (См. Афанасьев А. //Поэтические воззрения славян на природу. М: Индрик 1994.т.I).

Белун созвучно имени кельтского солнечного бога Беленуса, о котором впрочем, почти ничего не известно.

Олицетворением солнечного диска у восточных славян служил Хорс. Его имя происходит от иранского Хуршед и более древнего Хвархшайта - "Солнце сияющее". Бог солнца также входил в пантеон князя Владимира. В "Слове о полку Игореве" сказано, что Всеслав Полоцкий "волком перерыскивал путь Великому Хорсу".

 

Хорс. (А. Н. Фанталов).

 

В славянской обрядности с солнечным светилом наиболее тесно связано время летнего солнцеворота - день Ивана Купалы, 2-го июня /7 июля по новому стилю/. Сохранилось поверье, что в этот день "солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется" (Соколова В.К. //Весенне-календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX-нач. XX в.в. М: 1979. с.229).

Крестьяне совершали омовения в тюках и источниках, собирали целебные травы. На высоких холмах разжигались костры, через которые прыгали паши с девушками и перегоняли скотину.

Отмечался и день зимнего солнцеворота - так называемый праздник Коляды. Коляду представляла девушка в белых одеждах. Опять зажигались костры.

С легкой руки Островского и Римского-Корсакова Н.А. в массовом сознаний произошло отождествление бога солнца и Ярило. Однако, Ярило - западнославянский Яровит - мифический персонаж, воплощающий плодоносящую силу зерна. Ему посвящался "ярилин день" - возможно, 4-го июня /17 июня по новому стилю/. Люди устраивали многолюдные языческие гуляния. Ярило представлял молодой парень, в белой мантии, с венком из весенних полевых цветов. Он разъезжал на белом коне с горстью ржаных колосьев в левой луке.

 

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Мифы славян 3.

Карта сайта