Славянские мифы в культуре Нового времени.

 

 

Наконец, еще один источник - так сказать, "народная литература":  сказки, былины, а также духовные стихи.    Сказки восточных славян сохранили гораздо больше архаических черт, чем не­мецкие или французские.    Но их волшебных персонажей непросто соот­нести с языческой мифологией.

Былины /типологически родственные сербским героическим песням/ представляют эпическую традицию. Они имели чрезвычайно широкое распре странекие, однако, ко времени записи сохранились в ос­новном на Севере, который заслужил название "Исландии русского эпо­са".    Былины по своему сюжетно-образному составу пересекаются и со сказками, и с духовными стихами. Среди последних же особенно вы­деляется "Стих о Голубиной книге".    Его представления об устрой­стве вселенной напоминают общеиндоевропейский миф о творении мира из тела первосущества.

На протяжении большей части Средних веков основным хра­нителем славянского мифопоэтического наследия была народная среда. Образованные слои качали проявлять к нему устойчивый интерес лишь с конца 18 века, когда в послепетровской России вспомнили о своем прошлом.   Тогда появился знаменитый сборник былин Кирши Данилова. Прозаики 18 века Левшин и Чулков написали на его сюжеты несколько повестей, которые, впрочем, по большей части представляли "плод соб­ственной досужей фантазии" /А.Н.Афанасьев/.    В 19 веке отношение к фольклору стало более серьезным.    В начале столетия появились первые научные труды по восточнославянской мифологии, принадлежащие историкам Глинке и Кайсарову.

Пушкин создал несколько поэм по мотивам волшебных сказок /используя и лубочную книжную традицию/.    Переработкой славянского фоль­клора занимались Жуковский и Ершов, Гоголь и А.К.Толстой.    В начале 20 века над этой темой работал замечательный поэт Велимир Хлебни­ков в конце его – автор "русского фэнтази" - Мария Семенова.

Интерес к отечественным преданиям проявляли и русские композиторы. Глинка написал оперу "Руслан и Людмила; Римский-Корсаков - оперы "Кощей Бессмертный", "Повесть о Невидимом граде Китеже и деве Февронии", Снегурочка", "Садко"; Стравинский - балет "Весна Священная".

Былинной и сказочной тематике посвятил свое творчество русский живописец В.Васнецов.    Правда, с точки зрения автора данной работы, художнику не удалось показать вся оригинальность славянских образов, его картины несколько салонны.    При этом, росписи Васнецова в православных  соборах, а также панно на темы крещения Руси гораздо удачнее.

В период Серебряного века в изобразительном искусстве России произошел подлинный взлет увлечения древнейшей эпохой истории нашей страны.    Графика Ивана Билибина представляет, воз­можно, лучшее из того, что делалось в этой области.    Билибин выразил древний, полуязыческий колорит былин и сказок. Кроме того, художник выполнил  цикл работ, посвященных персонажам низшей ми­фологии: русалке, водяному, баннику, домовому, где великолепно передал образы славянской "нежити".

Большой интерес к славянскому фольклору проявлял Михаил Врубель. Он написал цикл картин, изображавших героев былинного эпоса. Одновременно, Врубель принимал участие в попытке возродить народные художественные промыслы, работая в знаменитей усадьбе Абрамцево. По его эскизам в "русском стиле" выполнено оформление интерьера и наружного декора ряда московских домов.

Сходную роль в Петербурге играл Н. Рерих, знаменитый и как исследователь индоевропейских истоков славянского язычества

Интерес к мифологии древних славян в период модерна проявляли не только русские художники.    В Чехии А.Муха на нес­кольких больших полотнах запечатлел богов лютичей и бодричей. Его картины производят довольно необычное впечатление.

В советский период славянскими /и скандинавскими/ ле­гендами много занимался К.Васильев. Надо сказать, что его живо­пись холодновата и "чугунные" образы героев германо-скандинавского эпоса художнику удавались лучше.

 

"Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии". Легарева Оля (акварель).

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Мифы славян 1.

Карта сайта