Вилы, русалки, навьи, водяной.

 

 

От таких образов, как Симаргл и Ящер, мы закономерно переходим к рассмотрению низшей народной мифологии, под которой следует понимать, прежде всего, крестьянские фольклорные представления, пережившие крещение Руси и собранные этнографами ХУ111-XX в.в. Частично они являют собой умаленные и искаженные типы ве­ликих языческих богов, частично восходят к еще более ранним мифо­логическим слоям. К числу последних, вероятно, относятся вилы-русалки и упыри-навьи.

Вилы и русалки, называемые в древности берегинями, олицетворяли благодетельное начало, связанное с водой и плодородием. Позднее, они приобрели и негативные черты. Вилы известны с ранне­го средневековья. Вера в них сохранялась у южных славян до ХХ века. В сербском эпосе о юнаках вилы описываются как прекрасные девуш­ки с косами, одетые в волшебные платья с крыльями и владеющие лу­ком и стрелами. Они охраняют колодцы.

 

Додола. (А. Фанталов).

 

Русалки известны у восточных славян с XIX в., хотя их имя связано с древними языческими русалиями.

Вопреки современным представлениям, рыбий хвост русалок упоминается редко. Обычно это девушки с распущенными волосами, в длинных белых рубахах без поясов или обнаженные, с прозрачным телом. Иногда они красивы, иногда страшны. В отличие от вил, русалки ско­рее вредоносны, часто портят сети, топят купающихся. Считается, что ими становятся девушки и женщины, утопившиеся, удавившиеся, а также проклятые. Русалки встречаются не только у воды, не и в лесу, в поле /таких называют полуденницами/. Обычное занятие этих дев - расчесывать волосы, водить хороводы, плести венки, раскачиваться на деревьях. Дабы задобрить русалок, люди вешали на ветви мотки пряжи.

Злое начало исконно воплощали упыри и навьи, иногда отождествляемые. Однако упырями считались тс ли особо опасные, распространяющие эпидемии покойники, то ли некая аморфная злая сила, обитающая в топких болотах, трясинах и оврагах и могущая перемещаться по ветру. Под навьями же понимались умершие вообще, как чужие, враждебные, так и свои, мирные". Существовал обычай жертвоприношений навьям. Для этого на крышу сарая ставилось молоко. Когда люди заканчивали мыться, в бане оставлялась горячая вода и считалось, что там моются навьи. Наутро на золе якобы находили огромные птичьи следы.

У болгар навьи - враждебные мертвые души, представляемые в виде огромных голых птиц, летающих по ночам на "злых ветрах",

Следует рассмотреть персонажей низшей мифологии, являющихся воплощением определенной среды обитания. Надо отметить, что типологически сходные духи воды, леса, жилища имелись у многих народов Евразии -ирландцев, шотландцев, германских народов , л етт о- лито в ц ев , финно-угров, тюрков .

У славян водную стихию олицетворял водяной, мыслившийся как нагой старик, покрытый чешуей, с большим брюхом и хвостом, весь в тине, с лапами вместо рук и гусиными но теми, имеющий большую бо­роду и зеленые волосы. Впрочем, он был склонен к различиям мета­морфозам, и мог принимать облик рыбы, собаки, коня или человека. Водяной иногда топит людей, но в то же время покровительствует мельникам и пчеловодам, которые жертвуют ему рыбу, табак, медовые соты, иногда коней.

 

Алексей Фанталов.

 

Персонажи сказок.

Карта сайта