"Калевала" 3. Битва за Сампо.

 

Ильмаринен скорбит о погибшей жене. Он собрал серебро и золото и, бросив в горнило, начал ковать. Сперва мастер выковал овечку, затем жеребенка и, наконец, из  огня вышла дева с золотыми, волосами. Но она была холодна как лед.

Тогда кузнец приехал в Похъелу свататься за младшую дочь ста­рой Лоухи, но слышит в ответ ругань; рассердившись, он похищает девицу и отправляется с ней   домой. По дороге девица оскорбляет Ильмаринена, в ответ он превращает ее в чайку. Когда кузнец вернулся в Калевалу, он рассказал Вяйнямейнену о беззаботной жизни Похъелы, обла­дающей Сампо. Старый шаман предложил Ильмаринену отправиться в поход на Похъелу и вернуть чудесную мельницу.

Герои строят красный корабль, одеваются в броню и едут на север. По дороге к ним присоединяется Лемминкяйнен.

Когда челн проплывал мимо водопада, он наскочил на большую щу­ку и застрял в ее хребте. Вяйнямейнен убивает рыбу и вытаскивает ог­ромную голову. ЕЕ варят и съедают, а из челюстей старый песнопевец сделал кантеле, натянув между зубами нити. Когда шаман заиграл, сидя на скале, послушать чудесную музыку собрались звери, птицы, рыбы и да­же духи /Тапио и Миэликки, морской царь с зеленой бородой/.

Окончив пение, герой и его спутники вновь отправляются в жуть. Они прибывают в Похъелу и требуют от хозяйки разделить Сампо. Та от­казывает и созывает своих людей. Тогда Вяйнямейнен заиграл на канте­ле и усыпил народ Похъелы дивной музыкей. Затем калевальцы спусти­лись в недра медного утеса, отворили затворы;_и, при помощи тысячерогого быка, выпахавшего корни Сампо, вытащили чудесную мельницу.

На обратной дороге Лемминкяйнен несмотря на предостережение

Вяйнямейнена затянул песню, разбудившую Лоухи. Она насылает на геро­ев туман и бурю, во время которой старый шаман теряет свое кантеле. Из воды, у самой лодки поднялась голова морского исполина Турсаса, желавшего потопить корабль. Но Вяйнямейнен схватил его за уши и взял клятву никогда больше не показываться из морских глубин.

Тогда Лоухи снаряжает военный корабль с лучниками и меченос-цами. Увиден их, старый шаман бросает в море кусочек кремня. Кремень превратился в утес и корабль лапландцев разбился о него. Разъяренная ведьма:

«Быстро облик свой меняет,

Принимает облик новый.

Старых кос пяток приносит,

шесть мотыг, давно ненужных;

Служат ей они как пальцы,

Их как горсть когтей сжимает,

Вмиг пол-лодки подхватила:

Подвязала под колена;

А борты к плечам, как крылья,

Руль, как хвост себе надела;

Сто мужчин на крылья сели,

Тысяча на хвост уселась,

Села сотня меченосцев,

Тысяча стрелков отважных.

Распустила Лоухи крылья;

Поднялась орлом на воздух».

(по изданию: Леннрот Э. Калевала. - М.: Художественная литература, 1977., с 489).

Страшная птица догнала героев и схватила Сампо. Однако те не растерялись. Веселый Лемминкяйнен рубанул ведьму мечом и сбросил в море мужей Похъелы. Тут и Вяйнямейнен ударил дубовым рулем чудовище и отрубил когти. Сампо выпало из лап Лоухи в море, раз билось и пото­нуло. Но осколки пестрой крышки, качающиеся на волнах, прибило к бе­регам Калевалы, и отсюда проистекает благоденствие Карелии. А в Похъелу Лоухи унесла жалкие крохи. С тех пор и пошла бедность у лапландцев.

Козни    старой   Лоухи.

Разгневанная хозяйка Похъелы пытается мстить калевальцам. Ве­дьма наслала на них страшные болезни, но Вяйнямейнен исцелил людей мощными заговорами и мазями. Лоухи натравливает медведя на стада жи­телей Калевали, но старый шаман убивает зверя пикой. По этому случаю устраивается праздник и песнопевец рассказывает о происхождении медведя, когда дева воздуха бросила щепотку шерсти на землю. Миэликки, владычица леса, скатала в комок, положила в короб, а тот в люльку и золотыми цепями прикрепила к ветке дерева. Так вырос медведь, которому затем были дарованы зубы и когти./Сравните с верованиями хантов и манси/.

Грустя по погибшему кантеле, Вяйнямейнен сделал новое из бе­резы. Он заиграл и все люди. Калевалы собрались  слушать песнопевца. Даже солнце и месяц спустились вниз, сев на сосну и березу. Тогда ве­дьма Лоухи схватила их и унесла в свою туманную страну, заточив в же­лезный утес. Не остановившись на этом, она крадет огонь из очага и в мире воцаряется мрак.

Верховный бог Укко высек огненным мечом искру и дал ее воз­душной деве, чтобы из искры выросло новое солнце. Но дева упустила огонь, и тот упал в воды Невы-реки.

Ильматар, "дочка первая творенья", поднялась из вод и. открыла Вяйнямейнену с Ильмариненомто искру проглотила рыба. Герои изгота­вливают изо льна сеть и ловят рыбу. Они извлекают искру, возвращая огонь в очаги.

Ильмаринен выковывает новые месяц и солнце из серебра и зо­лота и относит их на сосну и ель. Но они не светили и не грели. Тогда Вяйнемейнен начал гадать и узнал, что  солнце и месяц скрыты в сумрачной Похъеле.

Он отправляется туда и в битве на мечах побеждает лапландцев. Однако,проникнуть внутрь железной скалы, оплетенной змеями, песнопевцу не у далось. Опечаленный, он возвращается домой и просит Ильмаринена сковать ему трезубец и ключи, чтобы можно было освободить небесные светила.

Когда мастер работал, ведьма Лоухи, обернувшись серым ястребом, села на крышу кузницы ж спросила, что он делает. Ильмаринен в сердцах, ответил, что кует ошейник для хозяйки Похъелы. Та, в страхе летит домой и отворяет утес, выпуская луну и солнце.

Уход   Вя йнямейнена.

Скромная девушка Марьяттаъев ягоду брусники,родила чудесно­го младенца. Луна, звезды и солнце говорят, что этот ребенок создал их. Для крещения приводят   старца Вироканнаса. Но старец не крестит сына, у которого нет отцаогда сам Вяйнямейнен осмотрел младенца и заявил, что странный мальчик должен быть умервщлен. В ответ, ребенок укоряет шамана в несправедливом приговоре и рассказывает, что некогда тот по­губил родного брата. Пораженный старец Вироканнас крестит младенца и нарекает его будущим королем Карелии. Разгневанный Вяйнямейнен, предска­зав, что он еще понадобится людям, садится в лодку и уплывает:

Едет старый Вяйнямейнен,

Едет с парусом шуршащим,

На челнебитом медью,

На богатой медью лодке,

Едет он туда, где вместе

Сходятся земля ж небо.

(по изданию: Леннрот Э. Калевала. - М.: Художественная литература, 1977., с 566).

 

А жителям Калевалы осталось кантеле и чудесные тесни.

 


Слагая: цикл, Элиас Леннрот почти ничего не добавил от себя. Он лишь придал повествованию последовательность и композиционную це­льность, устраняя анахронизмы и смысловые несообразности, неизбежные в народных песнях, которые передавались веками и имели множество вариа­нтов. Все же, следует привести ряд сюжетных отличий карельских рун от эпоса финского ученого.

Согласно рунам, мировая птица снесла яйцо на колене Вяйнямейнен, а не Ильматар. Свои трудные задачи Ильмаринен выполнял, сватаясь к дочери Хийси, а не Лоухи. В Похъелу за чудесной мельницей едет Еукахайнен, а не Лемминкяйнен. Последний же существует отдельно от линии Вяйнямейнена и Сампо. Он погибает в Туонеле, превратившись в рыбу.

Есть и интересные сюжеты, не вошедшие в "Калевалу". Например, история о том, как Ильмаринен победил смерть, заманив ее в железный су­ндук и опустив на дно моря.

 

Мифы литовцев и латышей 1.

Menu