Кельты и древняя Ирландия 4.

 

 

Со временем, Артуриана сформировалась в явление, гораздо более сложное и многоплановое, нежели, скажем, Уладский цикл.

Если сначала центром эпоса была идея кельтской государственности и борьбы с иноземным завоеванием, то после проникновения легенды на континент, на первое место выдвинулся образ Артура как мудрого короля и главы идеального рыцарского сообщества.

Вокруг данного персонажа и возник рыцарский роман, тему которого разрабатывали знаменитые авторы Средневековья: Кретьен де Труа, Вольфрам Эшенбах, Томас Мэлори.

Артуровские легенды, впитав и переварив кельтские предания, сами становились мифологемами. К ним обращались снова и снова. Так, в живописи и литературе девятнадцатого столетия возникло движение прерафаэлитов. В него вошли поэты А. Теннисон, О. Суинберн, У. Моррис; живописцы А. Россетти, Э. Берн-Джонс. Не чуждался артуровской тематики и О. Бердслей. Мода на Средневековье была столь велика в викторианской Англии и южных штатах США, что Марк Твен даже написал свою знаменитую пародию - "Янки при дворе короля Артура".

Сами кельтские легенды тоже отнюдь не были забыты. Они попа­ли в средневековые британские хроники, а последними, как известно, широко пользовался В.Шекспир для создания своих трагедии. Прототипом короля Лира, лишенного власти дочерьми, был Ллудд /Нудд Серебряная рука/, отстраненный от престола своим блатом Ллевелисом. А они в свою очередь имели прообразами древних общекельтских богов Нуаду и Луга /скандинавская параллель -тюр и Один/. Характерен также и образ кельтских ведьм в "Макбете".

В 1760 году в Англии произошла литературная сенсация. Шотлан­дец Д. Макферсон опубликовал "Поэмы Оссиана" /Ойсин - легендарный ирландский герой из цикла Финна/. Они оказались на девяносто процен­тов подделкой, но всколыхнули интерес к кельтскому фольклору, в т.ч. и в России у Карамзина и Жуковского, не чужд ему остался и А.Пушкин. В его поэме "Руслан и Людмила", наряду с русской сказочной основой и скандинавскими вкраплениями, есть и кельтский след. Это образ Фин­на-мудреца и чародея, бывшего воина. Он восходит к Финну, сыну Кумала - вождя фениев (воинов охотников), главному герою одноименного цикла. Так кельтский мотив проник в русскую литературу.

Во второй половине Х1Хв. возникло литературное движение, из­вестное под названием "Ирландское возрождение". Крупнейшим его пре­дставителем был поэт У.Б. Йейтс. Формируя героическую концепцию на­циональной истории, он обращался к мифу. Таковы поэма "Странствия Ойсина", стихотворения "Воинство сидов", "Байле и айллин","Неукротимое племя", пьесы о Кухулине и другие произведения. В Ирландии родился и крупнейший представитель мифологического романа ХХв. Дж. Джойс. В его "Поминках по Финнегану" происходит отождествление героев с их двой­никами из ирландских преданий.

В наше время древние кельтские образы и сюжеты переживают как бы "второе рождение". Широчайшую популярность приобрел жанр фэнтази, одним из источников которого стали ирландские и валлийские мотивы. Очевидно, они в чем-то созвучны сознанию современного человека, уставшему от длительного господства рационализма. Его притяги­вает "...поэтический мир... с чудесными животными, заколдованными странами, с ИНЫМ миром, таинственным и влекущим, но одновременно и чрезвычайно опасным".

 

Алексей Фанталов.

Древние скандинавы.

 

Мифологический цикл ирландских саг 1.

Меню