Когтистый старик.

 

Внутри угорского народа существовали две фратрии (экзогамные группы) Пор и Мось.

У членов фратрии Мось предком считалась женщина Калтась, священным дере­вом береза, покровителем Мир-суснэ-хум /"Отыр"/. У группы Пор, соответ­ственно такую роль играли медведь, лиственница и Ялп-ус-ойка /"Старик Священного города/. Мужчина Мось мог жениться только на женщине Пор и наоборот.

Здесь хочется изложить интересный сказ "Человек с ре­ки Казым, посвященного фратриальным отношениям, В нем переплетаются ре­альность и фантастика.

Вначале повествуется о том, как человек из фратрии Мось приезжает в селение Пор к сородичам жены. Там идет медвежий праздник, запретный для представителя другой экзогамной половины, поэтому герою предлагает­ся выйти, но тот остается. Внезапно, семь пляшущих в костюмах медведей подхватывают его и уносят на гору, поросшую высокими лиственницами, где стоит священный городок /дальше рассказ передается с сохранением стиля и ритмики/. .

Входят в дом. У стены семь медведей в ряд усажены. Перед ними старик сидит. Говорит: "Зятя принесли? Он пляску смотреть хотел. Теперь пусть смотрит. Расшевелите-ка зятя нашего!"

Менквы встали, оделись, зятя подхватили. Пляшут, а человека на руки поднявши держат, да подкидывают. Чувствует человек: все его тело ноет, все болит. Молится про себя духу-покровителю, Казыме Великой Ма­тери.

Старик говорит: "Эй, внучек, я ведь слышу все твои просьбы. На Верхнем мире и на земле нашей священной один я - вершины Сорахты ста­рик. Твоя крохотная бабка, твой ничтожный дедка ничего со мной не поделают!"

Приехала Казыма Великая мать на упряжке из трех белых быков, в белом платке и шубе. "Вот, дедушка, моего мальчика ты сюда при/вел. Когда он на свет появился, Отыр его жизнью трех человек наградил". - "Ээ, доченька, а хоть бы и наградил. Этот человек пляски смотреть хотел. Говорили ему: "Тебе здесь быть нельзя", он не ушел. Теперь, пусть большую пляску посмотрит!"

Угощает старик гостью. Перед отъездом просит она его: "Ну, де­душка, мальчика моего отпусти!" "Нет, доченъка, не отпущу. Ну, раз не отпускаешь, что поделаю". Уехала.

Опять менквы плясать начали. Человек у одного из лап вырвет­ся, другому в когти попадает. Призывает тогда другого духа-покровителя. Приезжает тот на упряжке из трех пестрых быков, в пестрой шубе. Просит за человека. И ему отказал старик.

Третий раз менквы с зятем пляшу т. Чувствует человек, еще один круг мрет непременно. Все тело и кости болят. Думает: "Отыр меня жизнью трех людей наградилчастьем и богатством трех людей награ­дил. Тетерь вот в когтях у этих лесных духов погибаю".

"Ага? - старик говорит. "Отыра призываешь будто? В Верхнем мире и на земле нашей один я! Эй, дети сыграйте еще с зятем. "Менквы под­нялись, одеваться стали. "Обождите, дети. Никак, этот неладный едет, кого зять призывал. Он уедет, тогда уж".

Вскоре ветви у лиственниц качаться начали, иные деревья по­полам сломались. Менквы четыре медных котла поставили, чтобы лошади не на землю встать. Наконец, всадник но казался. Черный зверь, красный зверь-пушнина всякая на шее у лошади понавешены. Приехавший говорит: "Я этого человека жизнью трех человек наградил. Отнесите его домой по добру. Если не отнесете, на этом вашем холме все лиственницы вер­шинами вниз, корнями вверх поверну. И семи твоих медведей не будет. Я слышу, ты тут говоришь:"На Верхнем мире и на земле один я, дорогу в Верхний мир охраняющий старик". Если этого человека не отнесешь, маленьким станешь!"

"Внучек, отнесу, отнесу! Ты его жизнью трех человек наградил, я теперь жизнью четырех, богатством четырех человек награжу!" Под­хватили зятя менквы и обратно домой отнесли.

 

.

“Царь Идущих Облаков и Когтистый старик”.(А. Н. Фанталов, 1997)

 

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

Про Коэльо.

 

 

Богатырский эпос обских угров.

Menu