Семь сыновей небесного бога. Мир-Сусне-Хум. Фантастические существа.

 

Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными ду­хами-покровителями. Это Полум-Торум /на реке Целым/, Ас-ях Торум /в ни­зовьях Оби/, Нер-Ойка /Урал/, Аут-отыр / на реке Аут, его символ щука/, Ай-Ас-Торум / в верховьях Оби - так называемый "Обский старик", с рогами и хоботом, притягивавшем рыбу, его идол стоял около Обдорска/. Тахткотль-Торум /река Сосъва, символ лягушка/ и дочь Казым-ими, непобедимая богатырша /Река Казым, ее представляли одетой в белую шубу, разъезжающей на упряжке из белых быков/.

В связи с этим, седьмичным делением вспоминаются семь легендар­ных венгерских вождей, приведших свой народ в Европу из Зауральских степей.

Но, поистине всеобщее значение у хантов и манси получил седьмой сын Нум-Торума   Мир-Суснэ-хум /"за миром наблюдающий человек"/ - посред­ник на путях живых и мертвых. У него много имен: "Золотой богатырь", "Ку­пец, странник", "Небесный мальчик", "В песнях прославляемый человек", в сказках прославляемый человек". В сказки этот герой перешел под именем Эква-пыгрись /женщины сынок - намек на его покинутость отцом/. Мир-суснэ-хума представляли всадником на белом восьмикрылом коне с золотой гривой /Товлынг-луве/, скачущем по небу, это "царь идущих обла­ков". Каждую ночь он объезжает землю, проверяя, все ли в порядке и переда­вая людям наказы своего небесного отца, выслушивает просьбы камлающих в темных чумах шаманов /рядом   с местом камлания для кошт коня ста­вят четыре металлические тарелочки, чтобы энергия всадника не ушла в черную землю/.Символы седьмого сына-золотой гусь и береза.

Весь образ Мир-суснэ-хума, культурного и национального героя обских угров, пропитан чертами южных культур. Возможно, в нем сказалась память о прежнем кочевом прошлом /всадник/.С другой стороны, имя: героя "за миром наблюдающий человек" равнозначно переводу имени Авалокитешвары, "управляющего Миром милосердного Бодхжсаттвы в махаяне буддизма Наконец, один из эпитетов индоиранского божества Митры был "озирающий всю землю". Любопытно, что ряд признаков Мир-суснэ-хума /сын божий, выросший на земле, посланник   неба среди людей/способствовали его отождест­влению с Иисусом Христом.

Исключительно богат мир низших духов и чудовищ у хантов и манси. Сын Нум-Торума, спущенный с неба на золотой цепи в люльке из дре­весных корней" /предок медведя/, Вонт-лунк /"лесной дух", волосатоглазый, волосатоногий/. Вит-хон /"водяной дух", на голове у него гнездо орла/. Лиственичные леса населяли демоны-менквы - лесные великаны с железным телом, длинными ногтями, заостренной головой /от  одной до семи/, густыми бровями.

Популярным образом были чудовища Вэс, Мув-хор, Юр, переводимые обычно как "мамонты". Их представляли в облике рыбы, лося, медведя, собаки, ящерицы. Мамонт жил в водоворотах рек и озер, в него превращались очень старые звери и рыбы. Остатки бивней считались рогами чудовища. Металлические подвески, изображающие мамонта, были обычно частью костюма сибирских шаманов. Считалось, что таким образом шаман приобретал власть над этим могучим зверем.

Из южной, индоиранской среды к уграм проник образ Товлынг-Карса, птицы гигантской величины, имеющей человеческую, голову с клювом и руки с когтями, обитающей за теплыми морями.

Среди других мифологических и сказочных персонажей известны: шестиногий лось, летучий зверь-налим, многоглавые яляни  разъезжающие на звере вуресе, "Не имеющая сердца и печени железная лягушка", людоед­ка Кирп-нюлуп-ими с утиным носом, железные волки.

 

 

Алексей Фанталов. "Летучий зверь-налим.

 

Яркими образами хантымансийского фольклора являются и желез­ные города на вершинах лиственниц; и красавицы с живыми птицами   на косах /глазные и ротовые звери-помощники ворожейки, ср. у славянских колдуний душа вылетала из бровей в виде бабочки или летучей мыши/.

А теперь, после столь подробного описания мифологических пер­сонажей обских угров, следует перейти к изложению   связанных с ними сюжетов, расположенных в хронологическом порядке.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Мифы ханты и манси 3.

Карта сайта.