Нум-Торум (небесный бог), Калтась-Эква (богиня земли), Куль-Отыр (злой дух). Боги светил.

 

 

Как уже говорилось, финно-угорская мифология лучше всего сохранилась у обских угров. Здесь мы имеем наиболее обширный панте­он и полный перечень сюжетов от сотворения мира до происхождения народа и героического эпоса.

Начнем с описания богов. По представлениям хантов и манси, вселенная расчленена на три уровня /что типично для большинства мифологий/: небо -торум, земля - мув, подземный мир - кали торум. Каждая из этих зон олицетворяется особым божеством.

Пантеон возглавляет Нум-торум /"небесный бог"/. Другие его эпитеты - "Белый старик", "Золотой свет", "Господь". Нум-Торум являлся создателем мира. Народная фантазия представляла его Седым старцем в сияющих золотом одеждах.  Сидя на небе на золотом стуле он дер­жит в руке посох с золотым набалдашником и наблюдает е дыру за жизнью на земле. Его глаза подобны восходящему солнцу, в ели чиной "с Обь, с море", его уши "величиной с лист кувшинки, как уши черной дикой утки с тонким слухом". На верхнем /седьмом/ небе выстроено жилище Нум-Торума, "с серебряным дымоходом, с золотым дымоходом". Дом полон богатства, в нем семь отделений /сем» злюбленное число угров/, где хранятся книги судьбы. Перед домом толб для привязывания верховых лошадей и лестница, соединяющая небо и землю. На священном лугу с золотой травой пасутся лошади, коровы и олени. Крылатая Калм - вестница богов обеспечивает передачу приказов и но­востей.

Богиней земли являлась жена небесного бога Калтась-эква /"Земная мать"/. Ее прозывали также "кожистая земля, волосатая земля". Некогда, она жила в верхнем мире, в городе, подвешенном на семи желе­зных цепях к небу.

Роль хозяина мира мертвых, царства болезней и смерти испол­нял Куль-Отыр /"Черт-богатырь"/, младший брат и антагонист Нум-Торума. Он изображался с заостренной головой, одетым в огромную черную шубу, от прикосновения к которой человек умирал.

У Нум-Торума имелись и другие братья и сестры, например, богиня огня Най-Эква - Теройская женщина. Были и божества светил: Хотал-Эква /Солн­це старуха", ездящая на крылатом олене, пышущем золотым пламенем"/ и Этпос-Ойка /"Ночной Свет Старик"/, на собачьей упряжке.

В очертаниях большого пятна на луне обские угры видели силуэт Этпос-0йки, а в малых - детей, которые некогда дразнили луну и были пожраны ей.

Любопытно, что Хотал-эква и Этпос-Ойка были не персонификацией луны и солнца, /как в большинстве мифологий/, а их возничими, подобно норвежским Соль и Мани. Возможно, сами угры и повлияли на эти образы скандинавской мифологии через родственных им лопарей или финнов.

 

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Семь сыновей небесного бога. Мир-Сусне-Хум. Фантастические существа.

Menu