История Древнего Китая 3. Образование империи.

 

История периода Ле го характеризовалась тем, что китайские княжества поглощали друг друга как клетки в биологическом растворе. Ситуация осложнялась и борьбой с некитайскими европеоидными племенами жунов, обитавшими по берегам великой реки Хуанхэ от желтого моря до Тибета. В конечном счете, осталось "семь гегемонов" Древнего Китая – Цинь, Чу, Чжао, Вэй, Хань, Ци, Янь. Каждый из его правителей принял чжоуский титул вана (царя). Эти-то царства и схватились между собой в следующий период истории – Чжань го.

Интересно сравнение истории Китая этого периода с историей Западной Европы 16 - 17 вв. н.э., сделанное Л.Н. Гумилевым. Царство Цинь, находящееся на западной окраине страны, военизированное, полуварварское, проникнутое жесткой доктриной легизма ученый сопоставил с Испанией (только что сломившей сопротивление арабов и берберов на Пиренейском полуострове) и орденом иезуитов ("цель оправдывает средства"). Ему противостояло южное аристократическое царство Чу, противопоставляя солдатчине рыцарскую доблесть и обаяние культуры. Чу Гумилев называет "китайской Францией". Три царства: Чжао (также обладавшее сильной реформированной армией), Вэй (наиболее многолюдное в древнем Китае) и Хань являли собой осколки некогда могущественного царства Цзинь. Они напоминают децентрализованную средневековую "Священную римскую империю германской нации". Восточное приморское царство Ци, обладавшее сильным флотом, товарно-денежной экономикой и, создавшее первую академию в Китае, Гумилев сравнивает с Англией. Наконец, заброшенное на северо-восток страны царство Янь можно уподобить Скандинавии.

Как известно, использовавшая доктрину ордена иезуитов Испания пыталась объединить под своей властью всю Европу – и проиграла. Царство Цинь же, руководствуясь принципами легизма (тотальная мобилизация населения в случае войны или жизненно важных работ, например, ирригационных; уничтожение знатности и назначение на должность за заслуги, которые, впрочем, могли покупаться; реформирование армии при замене бронзового оружия железным и устаревших боевых колесниц конницей) победило всех противников. В 221 г. до н.э. циньский царь Ин Чжэн принял титул императора ("хуанди"), и стал именоваться Цинь Ши Хуанди ("первый император династии Цинь"). Начался императорский период в истории Китая, продолжавшийся до начала двадцатого века.

В правление Цинь Ши Хуанди были проведены всепроникающие реформы, направленные на превращение страны в, как бы мы сказали, "унитарное государство". Была отстранена от управления старая знать, создана централизованная система управления при коллективной ответственности населения за проступки, унифицированы единицы мер и весов, оттеснены кочевники хунны на севере, завоеван некитайский тогда еще юг страны, построена Великая китайская стена (десятки тысяч башен!). Все это делалось, естественно, с изрядной жестокостью.

Итак, в Китае начался императорский период истории. Менялись династии (Хань, Цзинь, Вэй, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин), а империя сохранялась (хотя иногда она распадалась на отдельные части или завоевывалась северными варварами (хуннами, сяньбийцами, киданями, чжурчженями, монголами, манчжурами). Но части державы снова срастались, а варвары окитаивались (что не мешало их последующему свержению).

Императорский период истории закончился в 1913 году буржуазной революцией в Китае. Иноземная манчжурская династия Цин была низложена, и в стране формально установилась президентская форма правления. Не стоит путать манчжурскую Цин с первой династией – Цинь (это как в римской истории – первый император – Август, последний – Августул).

Императорам вообще фатально не повезло в эти годы: в 1917 был свергнут российский император, в 1918 – германский и австро-венгерский. Но вскоре, Китай распался на владения отдельных генералов, и начались затяжные гражданские войны, осложненные японским вторжением.

В стране сложились две основные силы, представляющие два проекта развития. Во-первых, партия Гоминьдан, представляющая буржуазно-помещичьи круги и опиравшаяся на идеологию капиталистического модерна. Во вторых, Коммунистическая партия Китая, взявшая на вооружение также идеологию модерна, но в коммунистической редакции.

Интересно то, что идею восстановления традиционной империи не отстаивала ни одна серьезная сила! Дело в том, что "глобализация" (не как "свободный рынок", а как политическая взаимозависимость) уже стала фактом истории и ни одна реальная китайская группировка не могла бороться без внешней поддержки. Лидер Гоминьдана Чан Кай Ши ориентировался на Запад, в конечном счете США. Вождь китайских коммунистов Мао Цзэ Дун выбрал СССР. И не прогадал :). Китайская же империя внешним силам просто не была нужна.

В Советском Союзе, в период острой идеологической борьбы с Китаем, в адрес Мао Цзэ Дуна было выпущено много критических стрел. Но исторический факт состоит в том, что Первый вождь коммунистического Китая заложил основы мощного национального государства, и проводил совершенно самостоятельную политику. Он, несмотря на эксцессы, вырастил целую плеяду умных руководителей, которые проводят умелую политику, превращая Китай в потенциального лидера третьего тысячелетия. Какой контраст по сравнению с судьбой СССР!

Возвращаясь к династии Цинь, следует отметить, что ее порядки сочетали мощную власть государства с развитием торгово-ростовщического сословия. Это полностью противоречит нашему времени, когда во всем мире большой бизнес способствует "разрыхлению" государства, хотя и не стремится к его уничтожению. (Правда, в циньской державе последнее слово всегда оставалось за властелином, который умел заставить себя слушаться).

Глобальные нововведения императора вызвали сильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие к тому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступил первый министр Ли Сы с памфлетом "они (конфуцианцы) восхваляют древность, чтобы порочить современность". После чего начались репрессии – 460 последователей Конфуция были закопаны в землю.

Однако установленный Цинь Ши Хуанди режим не пережил своего основателя. Сам великий император, все время опасавшийся террористического акта и постоянно менявший места ночлега, умер на 48 году жизни от нервного шока. Он был похоронен в великолепном склепе (в 1974 году открытом китайскими археологами), в окружении нескольких тысяч раскрашенных глиняных солдат в натуральную величину, конных и пеших.

Как водится, начались раздоры между сыновьями и "властными элитами". Ослаблением империи воспользовались ее враги. Вспыхнули восстания, наиболее успешными из которых руководили Сян Юй и Лю Бан.

Сян Юй, выходец из земель бывшего царства Чу, несмотря на свое простое происхождение, был проникнут аристократическими идеями. Он отыскал последнего потомка чуской династии, который пас овец и провозгласил его царем (сосредоточив, однако, всю полноту власти в собственных руках).

Лю Бан же являлся старостой одной из деревень на территории бывшего царства Хань. Партия работников, направляемых им на строительство Великой китайской стены, разбежалась. Согласно циньским законам, Лю Бану грозила смерть, и он, вполне в традиционном духе, поднял мятеж.

В отличие от Сян Юя, Лю Бан не обладал полководческим талантом. Зато он умел привлекать на службу способных людей. Так, его главным советником стал Сяо Хэ, а военачальником – Хань Юй. Лю Бан первым вошел в столицу Сяньян и пленил сына Цинь Ши Хуанди – Ер Ши Хуана ("Второго императора"). Тем не менее, Лю Бану пришлось уступить Сян Юю (войска которого, собственно, и выполнили главную работу по разгрому циньских армий) и удовольствоваться тем уделом, который тот ему пожаловал – Сычуанью.

Однако, будучи хорошим полководцем, Сян Юй оказался никуда не годным политиком. Он, с одной стороны, восстановил подобия древних царств, с другой – желал быть верховным правителем. Такая противоречивость вызвала мощное недовольство.

Тогда Лю Бан находясь в Сычуани (на востоке современного внутреннего Китая) начал действовать. Сычуань представляла естественную крепость, защищенную горами и реками, все мосты через которые он предусмотрительно разрушил, а по единственному уцелевшему пустил Хань Юя с войском и воззванием к населению. Хань Юй совершил стремительный бросок через северные районы Китай, всюду распространяя воззвание, которое было составлено Сяо Хэ столь грамотно, что всюду находило поддержку. Тем временем и сам Лю Бан с основными силами вступил в борьбу.

Сян Юй сделал все, что в человеческих силах, но не смог противостоять восставшей на него стране и погиб. Лю Бан стал основателем второй, и, пожалуй, самой великой императорской династии Китая в истории – династии Хань (названной так в честь древнего царства).

 

Алексей Фанталов.

 

 

История и культура Китая 4.

Карта сайта.