Индейцы Центральной Америки 9. Пятая эра.

 

Пятая эра - «Четыре землетрясение» (Оллитонатиух).

"И вот уже вновь люди населяли землю, но было темно, потому что еще не было солнца. Опять все боги собрались вместе, чтобы выбрать того, кто будет Солнцем. Но никто не хотел становиться Солнцем, потому что для этого необходимо было пожертвовать жизнью.

Много раз спрашивали боги, не хочет ли кто-нибудь стать Солнцем, но никто на это не отваживался. Наконец поднялся один богато одетый господин и сказал:

- Я буду Солнцем!

И еще раз спросили боги, не хотел ли кто-нибудь еще стать Солнцем, и вышел еще один бог. Он был беден, из одежды на нем была только набедренная повязка, а тело его было покрыто язвами. Но он смело сказал:

- Я буду Солнцем.

Богатого господина звали Текусистекатль, бедного звали Нанауацин.

Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.

Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кетцаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.

Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.

Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.

Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.

Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: "Смотрите! Смотрите!" Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.

Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.

Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).

(Кинжалов Р. В. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана/Пер. и подг. изд. Р. В. Кинжалова. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959).

 

Нанауатль становится солнцем. (А. Н. Фанталов, изображение в туши).

 

Согласно ацтекской мифологии, после сотворения мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер. Куда должен был броситься избранник, но все боялись сильного жара. Тогда "усыпанный бубонами" Нанауатль, страдая от страшной болезни, кинулся в огонь. Он стал солнцем под именем Тонатиу (символ – орел).

Картина показывает различные божества майя и ацтеков. Вверху слева – Ицпапалотль, бабочка с когтями ягуара (божество судьбы). Ниже – Тлалок, бог весеннего грома и дождя, в зубчатой короне. На переднем плане Кецалькоатль в своей змеиной ипостаси и Шочикецаль – богиня любви. Плодородия, домашних дел. В центре – Нанауатль, справа – Уицилопочтли, бог света, хранитель мира, в шлеме в форме колибри.

Они полагали, что каждые 25, а, особенно, 50 лет мир подвергается угрозе гибели вследствие утраты сил солнцем. Согласно мифологии, четыре раза такая вселенская гибель уже происходила. Жертвенная кровь и должна была поддержать угасающие силы светила.

В тольтекской культуре чрезвычайно важную роль играл Кецалькоатль ("Змей, покрытый перьями кецаля") - бог-демиург, культурный герой, покровитель людей, влыдка стихий, бог утренней звезды, покровитель жречества, бог близнецов и чудовищ. Он правил тольтеками в их древней столице Толлан, до тех пор, пока по проискам своего брата и соперника, ягуароликого бога Тескатлипоки (воплощавшего силы хаоса) не согрешил в состоянии опьянения с собственной сестрой, и был вынужден покинуть страну, отплыв на восток на плоте из змей. Покидая Толлан, он обещал вернуться и восстановить справедливость.

Наследие тольтекской культуры жило и в городах майя, и в ацтекской державе. Кроме того, Кецалькоатль был бородат (борода  монголоидных индейцев явление чрезвычайно редкое), а одним из его символов являлся крест. Поэтому, прибытие бородатых испанских конкистадоров в Америку (именно с востока), было воспринято значительной частью именно как возвращение древнего бога. В случае с ацтеками, сказались и мессианские чаяния покоренных племен, ожидавших избавления от тирании. Да и завоеватель Теночтитлана Кортес активно поддерживал данную легенду.

 

 

 

Алексей Фанталов.

 

История и культура Китая 1.

Карта сайта.