"Medieval II. Total War".

 

«Чему научит ребенка бронированный слон… или беззаботная красотка Барби?.. Чем завтра обернется это искаженное представление о реальном мире?» - восклицает журналистка Татьяна Телевич из еженедельника «Вечерний Оренбург».

 

Да уж, эта парочка ничему хорошему не научит…

 

И вот я наконец дорвался до "Medieval II. Total War". Пришлось набраться мужества и дождаться лицензионной версии игры. Обошлась она мне в 699 рублей, но дело того стоило. Поскольку на любимую игру ( а игры этой серии - несмотря ни на что, лучшие исторические стратегии в мире) тратишь массу времени, естественно желать, чтобы там все было «по уму». В игре масса интересных исторических текстов, и не хочется дебильного пиратского перевода (а то ведь, многие геймеры, в простоте душевной, называют династию Селевкидов «Селюсидами»).

 

Начав со стратегической кампании за фракцию Англии, я успел отыграть ее почти до требуемого финала – захватив 39 городов и замков. Осталось приобрести еще несколько, плюс обязательный Иерусалим, который я оставил в качестве завершающего аккорда. Подробный отчет о проделанной работе я предоставлю несколько позже. Скажу лишь, что стратегическая кампания меня несколько разочаровала. Во-первых – своей легкостью (хотя я играл ее на «трудном уровне», поставив, как водится, сражения «на автомат»). Практически ни разу не возникали трудные военные либо бюджетные ситуации. Правда, как известно, геополитическое положение Англии одно из наиболее благоприятных в мире.

Но мне показалось, что искусственный интеллект не только не поумнел, но как бы даже не поглупел. Например, сколько волнительных мгновений принесли бы его десантные операции на мои тыловые и потому незащищенные территории. Или массированное внедрение шпионов с последующим неожиданным штурмом.

Я конечно, не специалист, но полагаю, дело здесь не в технических возможностях фирмы. Скорее, там опасаются, что если компьютерный противник окажется слишком умным, многие геймеры откажутся играть с ними. Думается, сие опасение не лишено оснований.

С другой стороны – по сравнению с «Римом», в кампаниях мало серьезных изменений. Новации, в основном, касаются появления дополнительных персонажей-агентов (наряду с уже существовавшими в "Rome. Total war" дипломатами, киллерами и шпионами): священнослужителей, купцов, инквизиторов, ведьм, еретиков. Порадовали, правда, принцессы – томные девахи в длинных средневековых платьях (объядение просто!). Точно с фестивалей исторической реконструкции.

"Эти воины такие мужественные!" - восторженно сообщила одна английская принцеса, когда ее сажали на корабль. Услышав сие, я тут же выдал девушку замуж. А - нечего.

Однако, вся эта братия непрерывно снует туда-сюда по своим делам. Поэтому, после каждого сделанного хода наступает уж очень продолжительная пауза (хотя компьютер мой работает без тормозов) – надо же им всем воплотить свои коварные замыслы. А на развитие событий это почти не влияет, все решают военная сила и деньги.

Но, как известно, главная фишка серии Total war – битвы в реальном времени. Я слишком ценю их, чтобы размениваться на реалтайм в длительных кампаниях (где редко можно подобрать интересный состав войск одновременно у себя и противника). Предпочитаю, поэтому исторические и пользовательские (с самостоятельным выбором войск и позиций) сражения.

 

И начал я с фракции Тимуридов. По-моему, это единственная сторона, располагающая боевыми слонами в "Medieval II. Total War". Да еще какими. Они бронированы, а в башенках на их спинах размещено по маленькой пушке!

Все знают, как я уважаю слонов. Нельзя больше чем я уважать слонов. Правда, «Платон мне друг, но истина дороже». А она (истина) гласит, что нет внушающих доверия сведений об использовании бронезащиты на слонах в период античности (это я по поводу Селевкидов). Хотя, казалось бы – не надо быть Архимедом, чтобы до нее додуматься. Догадались же защищать броней лошадей. А со слонами еще проще – для них это не вес, а защита полезная (эти зверюшки имеют весьма чувствительную кожу и психуют при ее повреждениях).

Но в Средние века индусы (также весьма хорошо относившиеся к слонам), начали закрывать их броней.

Великий полководец эмир Тимур (Тамерлан, "Железный Хромец"), основатель державы Тимуридов, совершив победоносный поход против Делийского султана, взял в плен несколько сот слонов. Лицемерные гиганты (по команде погонщиков) начали опускаться перед ним на передние колени, что привело владыку в наилучшее расположение духа, а им обеспечило помилование. Честно говоря не знаю, использовал ли Тимур слонов в последующих боях, или только как транспортное средство. Но образ слонопушки – вещь интересная.

Касательно самого Тимура даю на память маленькую справку (хотя Интернет хорош тем, что такую информацию можно найти быстро). Он происходил из тюркизированного монгольского племени барлас, начал свою карьеру в условиях развала среднеазиатского Чагатайского ханства (одного из четырех главных монгольских государств, созданных наследниками Чингизхана, наряду с Золотой Ордой, государством Хулагуидов в Иране и Юаньской империей в Китае).

Завладев Средней Азией и сделав своей столицей Самарканд, Тимур совершал крайне успешные походы против ханов Золотой Орды, Делийского султаната в Индии, Османской Турции, и многих менее значительных владетелей. Есть предположения, что он готовил большую войну против Минского Китая и уже выступил в поход, но внезапно умер (в самом начале пятнадцатого века). Государство наследников Тимура – Тимуридов существовало еще лет сто, постепенно сокращаясь в размерах. Но один из них – Бабур – сумел под занавес завоевать Индию, основав новую знаменитую династию – Великих Моголов.

Между прочим где-то около 20 июня 1941 года в Самарканде советские ученые вскрыли усыпальницу Тимура. А 22 июня случилось сами знаете что...

В качестве противника я выбрал Монгольскую фракцию. Это достойный оппонент, к тому же, как было сказано выше, Тимур сражался с золотоордынским ханом Тохтамышем (который перед тем спалил Москву), разбив его в двух великих битвах. Ибо, хотя по происхождению Железный Хромец был монгол, но воспринимал себя как паладина исламской цивилизации, бьющегося с язычниками (Тохтамыш, по правде сказать, был неважным мусульманином).

Надо учесть, правда, что воины Золотой Орды в конце четырнадцатого века были уже не те, что монголы в тринадцатом, да и Тохтамыш – отнюдь не Чингизхан.

При всем при том, многие рода войск этих двух фракций совпадают. Я только лишь придал своим войскам пресловутых слонов, а монголам – многочисленных конных лучников. И выбрал для себя максимальный уровень сложности.

Здесь необходимо отметить, что данная игра требует одиннадцать гигов на жестком диске (!). И не в последнюю очередь - вследствие улучшенной графики битв. По сравнению с "Римом" воины стали более живописными. Поскольку похожая ситуация произошла, в свое время и с новой версией отечественной игры "Блицкриг", могу предположить, что здесь действует некая общая закономерность. Возможно, в игровую индустрию приходят художники-станковисты, приучающие пользователей к сгармонированной колористической гамме.

Битва прошла в районе города Булгар (верхняя Волга). Тимур и вправду побывал недалеко от тех мест, разгромив Тохтамыша в битве при Кондурче. Фактически, он был единственным среднеазиатским полководцем, которому удалось перейти через непроходимую казахскую степь. Делал Железный Хромец это неспешно, идя вслед за весенним ростом травы. Слонов, конечно, вряд ли удалось бы перевести - им нужно много воды, они не выдержали бы перегрева.

 

Тяжелые монгольские лучники.

 

Мое командование в битве не блистало гениальностью, но было достаточно добротным (Тимуриды - справа). Обычно рекомендуется убирать слонов подальше от вражеских стрелков. но, учитывая, что монгольские конные лучники не стреляют зажженными стрелами, а от обычных слоников защищает броня, я поставил их на флангах и перед фронтом. пусть обстреливают неприятеля, прикрывая нашу кавалерию от монгольских стрел. А заодно и пугают лошадей противника, сея панику. В решающий момент же я бросил собственную тяжелую конницу во фронтальной атаке на потерявшего боевой порядок противника...

Слоны гонят противника в хвост и в гриву.

В результате - полная победа.

На этом сегодняшнюю раздачу слонов можно считать законченным.

 

Алексей Фанталов.

Рассылки@Mail.ru
Мифологическая рассылка Алексея Фанталова.

 

"Medieval. Total War" II.

 

Грюнвальдская битва.

Карта сайта