"Эпоха огня»" 2.

Повесть о сетевой игре.

 

Преторианская гвардия.

 

 

Боевая Гвардия тяжелыми шагами
                   Идет, сметая крепости, с огнем в очах,
                   Сверкая боевыми орденами,
                   Как капли свежей крови сверкают на мечах...
 
                  Железный наш кулак сметает все преграды,
                  Довольны Неизвестные Отцы!
                  О, как рыдает враг, но нет ему пощады!
                  Вперед, вперед, гвардейцы-молодцы!
 
                    О Боевая Гвардия - клинок закона!
                    О верные гвардейцы-удальцы!
                    Когда в бою гвардейские колонны,
                    Спокойны Неизвестные Отцы!
 
(«Обитаемый остров», Братья Стругацкие).

 

 

И вот уже первый преторианец готов. Начинаешь штамповать этих красавцев, а сам, тем временем, разрабатываешь другие технологии, примерно в следующем порядке: земледелие, гончарное дело, письменность, математика, конструирование. Последнее очень важно для ведения военных действий, ибо дает нам катапульты, незаменимые как при штурме городов, так и в полевых сражениях.

При подобном раскладе я экономлю время на таких техах, как охота, животноводство, верховая езда (позже) и стрельба из лука. Мы ведь собираемся атаковать, а не пассивно защищаться. Зато открываем технологию денег (чтобы не попасть в финансовый кризис вследствие войны и раздутой армии), далее движемся через медитацию и политеизм (надеюсь, не перепутал J) к духовенству и монархии, а оттуда – к феодализму, чтобы принять крепостное право (ускоряющее строительство объектов) и объявить вассальную зависимость (дающую дополнительную звезду прокачки воинам).

При этом в городах мы ничего не строим, кроме боевых юнитов. Три – четыре города, и все, готовимся к войне.

Разумеется, здесь мы сильно пренебрегаем развитием, а идем путем перманентных войн. Преторианцы и катапульты, конечно универсальны в Древнем мире, но с появлением у более миролюбивых соседей рыцарей и булавоносцев они перестают котироваться. Это опасно.

Но, если наши дела идут хорошо, мы успеваем к началу Средних веков захватить территории одного – двух соседей, и уж где-нибудь да найти месторождение слонов. А теперь просто-напросто заменяем преторианцев слониками и продолжаем спокойненько воевать до начала Нового времени. Главное – все время побеждать, то есть иметь большую армию и ей искусно оперировать (не забывая прикрывать свои города). Каждая новая война должна быть не только победной, но и быстрой. Это – совершенно необходимо, если руководствуешься вышеизложенной стратегией.

Вспоминается такая игра. Мой Рим располагался в левом нижнем углу Пангеи. Севернее были зулусы, восточнее Индия, за ней – португальцы и индейцы Сидящего быка.

Я, первым делом атаковал Индию – еще до создания катапульт. Одними преторианцами. Думал посмотреть, пограбить – но оказалось, что сосед абсолютно не готов, а мирно «развивается», строит чудеса света. Поэтому, я быстро аннексировал его державу (он только и успел сказать: «Нам следовало бы жить в мире L»).

Что же, два города и Китайская стена, дарующая возможность появления Великого шпиона – отличное приобретение.

Затем мои римляне атаковали северного соседа. Они окопались на лесистом холме напротив его города, но для штурма у нас не только не было катапульт, но и самих преторианцев было явно недостаточно. Ладно, имеем ведь четыре города – и строим все необходимое.

Парень, игравший за Сидящего быка вышел из игры, оставив страну под управлением искусственного интеллекта. С последним мы были в неплохих отношениях, ибо у нас распространилась одна и та же религия.

Зато северо-восточный сосед португалец обнаруживал какое-то неприятное шевеление. Он наращивал войско из слонов и мечников и непонятно, на кого собирался двинуться – нас или индейцев. А ведь у меня висела на хвосте война с Египтом.

Но, не желая дергаться зря, я подготовил армию с катапультами, и отправил ее на добивание блокированного Мемфиса. А на местах срочно создавал вторую.

Экспедиционный корпус был уже на полдороге от блокированной египетской столицы, как вдруг португальцы атаковали-таки нас (вероятно, они вели тайные переговоры с Египтом).

Но я мужественно не развернул войска, решив, что, добив египтян, играть станет легче.

К счастью, пока португальская армия медленно топала к моим городам, я успел собрать там необходимый военный кулак. Враг попытался штурмовать, но, поскольку не имел катапульт, штурм окончился неудачей. А ответный удар моих катапульт и преторианцев снес интервентов.

Тем временем, мы штурмовали Мемфис и удачно. Город взят, игрок выходит в оффлайн. Правда, у ИИ остаются еще Фивы на острове. Но мы тут же миримся (получая немножко денег контрибуции) и стремительно перебрасываем войска на юг.

Потому что португальцы сформировали новую, большего размера армию и опять вторглись на наши (точнее, бывшие индийские) земли.

Мы не атакуем их, а тянем время, ожидая подхода победоносных воинов из Мемфиса и подкреплений из других городов. Так, дождались – отлично. Враг расположился на лесистом холме – нет, здесь мы тебя атаковать не станем (75% защитного бонуса). Но португалец покинул холм и мы, как фехтовальщики, покрутились друг подле друга, выбирая каждый удобный момент для атаки.

Однако, поскольку я находился на собственной территории, то мог пользоваться построенными на ней дорогами, и передвигаться вдвое быстрее. Так что право нападения было за мной, а при равенстве обычных юнитов мы располагали еще и тремя катапультами (все по канонам войны). Стремительная атака – и вражеской армии нет.

«Это была хорошая игра» - впервые обратился ко мне португалец. – «Но ты меня укусил».

Он вышел из игры, поскольку новое войско сделать явно не успевал (о том же докладывал и засланный нами на вражескую территорию великий шпион). Победа!

Главной проблемой при такой методе оставалась проблема развития технологий. «Цивилизация» - это вам не игры семейства «Тотальная война». В последней «технологий» как таковых нет, а есть сооружения – земледельческие, торговые, религиозные, и, разумеется, военные. Захватываешь вражеский город – я получаешь доступ ко всем его возможностям. Да еще и добыча огромна. Так что вести войну – очень выгодно, рекомендую) одно слово – «Тотал вар».

В «Цивилизации» же Сид Мейер точно подталкивает игроков на мирное развитие и сотрудничество, предоставляя значительный бонус обороняющемуся (скорость передвижения, быстрота залечивания раненых юнитов и т.д.). И технологии через войну не получишь, и добыча после взятия смехотворно мала (максимум, хватит на апгрейд нескольких юнитов!).

Развитие и сотрудничество, оно, конечно, неплохо в реальной жизни. Но в игре – уж очень скучно.

Вот я и поставил себе сверхзадачу – за игру замочить на карте Пангеи трех четырех соседей – то есть всех.

Гвоздь в том, что при самом благоприятном для меня ходе военных операций, когда я подходил к третьему-четвертому соседу, тот успевал создать значительно более продвинутые военные технологии, против которых даже альянс слонов и катапульт не всегда выручал.

Я исхитрялся, и, создавая игру, запихивал в стандартный размер карты большее количество игроков, чем было положено по условиям. Например, четырех - пятерых в крошечный формат. Что нередко вызывало недовольство американов.

Зато расстояния были невелики, и я успевал дойти до сердца вражеской державы прежде, чем она создавала мощные силы отпора агрессии.

Понятное дело, находилась и на меня управа. К примеру, поставил я раз опции «Любые лидеры» и совместил Чингизхана («агрессор, империалист») с римскими преторианцами.

«Что это за убойная смесь?» - возмутился JadeImperator. «Ну, смотри, воевать - так воевать».

И он взял такой же набор. По иронии судьбы, я оказался рядом с ним на карте. Я усердно создавал преторианцев и катапульты, их было уже немало, но, внезапно, JadeImperator объявил мне войну – и я изумился огромности его армии (позже я узнал, откуда вначале игры берутся у некоторых умельцев такие силы).

Я похвалил себя за то, что не поторопился с нападением на другого соседа и не вынужден теперь вести самоубийственную войну на два фронта. Но при обороне допустил ошибку – вместо того, чтобы запереться в городе и накапливать силы, поторопился с атакой превосходящего противника (понадеялся на мощь катапульт). В результате, JadeImperator пережил мою атаку, а следующим ударом занял оголенный Рим. Игра была сделана.

В другой раз мы попали в финансовый кризис.

Сперва наш Рим успешно завоевал державу ацтеков, затем французов. С Англией пришлось повозиться – парень понастроил городов, пока всех их возьмешь… Средства были уже на исходе (это при трех победоносных войнах – ай да Мейер!), армия раздута сверх меры, и мир не дал бы спасения от дезертирства. Технология денег тоже не светила.

Я зашел внутрь городов, и перевел работников на клетки с золотом, но это давало лишь временное облегчение. Поэтому мы решили как можно скорее атаковать последнего живого игрока («Александра Македонского»). Оставался еще дружественный ИИ, но его я в расчет не принимал.

Сосед, однако, атаковал первым своими гоплитами – но они пали под ударами прокачанных преторианцев. Я перешел греческую границу.

Однако, «Македонский» уже «принял вассальную зависимость» и обзавелся в ближайшем городе воинами с длинным луком. Так что без катапульт взять город было нельзя.

Я повел армию вглубь вражеской державы. Эта мера часто приносит успех, но в данном случае расстояние между греческими городами было столь велико, что противник успел накопить достаточно сил для обороны. Вероятно, мне следовало вторгнуться в Грецию двумя колоннами, и одной – неожиданно, через территорию дружественного Искусственного интеллекта (оттуда вроде было ближе).

В отчаянии, я атаковал город, погубил армию и вышел из игры.

Но случались и славные победы. Особенную радость доставила мне одна игра.

Диспозиция в ней была следующей. На левой оконечности Пангеи размещалась территория Карфагена, которой руководила девушка Ninel. С востока к ней примыкала Римская империя, справа от меня был некий паренек из Франции под псевдонимом VladimirPutin (он играл за Португалию), южнее – чья-то Англия, на крайнем востоке – монголы и где-то очень далеко – мой друг Chyvac+ со своим Мали.

Француз с самого начала ныл, что он нуб и не надо на него нападать.

Но, как же было не вынести такого славного парня? Я и сделал это ходу на восьмом, разрушив неохраняемый Лиссабон своим дуболомом.

Внезапно, Ninel объявила мне войну, понадеявшись, что у меня нет другого воина. Но я уже строил его, и ускорил создание, перекинув всех работников внутри города на клетки с молоточками.

Когда она подошла к Риму и увидела там дуболома, я предложил ей мир. Ninel согласилась (себе на беду).

Руководствуясь своими обычными принципами, я сделал поселенца и основал второй римский город Антиум.

Вдруг, отиравшийся неподалеку монгольский воин с дубиной неожиданно объявил мне войну. В Антиуме стоял мой второй дуболом, но он не имел полководческой звезды, и не успел укрепиться (все произошло слишком стремительно). Рандом был где-то 50% на 50% (если не ошибаюсь), но военное счастье оказалось не на моей стороне, и Антиум разрушен.

Чувак находится очень далеко и не успевает прийти мне на помощь.

Монгольский дуболом движется к Риму. Однако я успеваю создать лучника и отогнать врага его.

Чингизхан больше не предпринимал агрессивных поползновений. Он основал пару городов, потратив на это время (думал затем задавить меня ресурсами).

Но у нашего Рима уже был готов рабочий, кроме того, мне повезло и железный рудник оказался вплотную у города. Я быстренько разработал его и создал преторианца, а заодно проапгрейдил воина в секироносцы.

Немедленно лучник, секироносец и преторианец двинулись на монголов.

Чингизхан усиленно сигналил – предлагая мир. Забавно – на что эти люди надеются? Ибо, как говорили древние китайцы: «Раскаяние теперь ни к чему». И я успешно забрал все три вражеских города.

Так, отлично. Теперь подумаем о следующей войне. На кого нападать – На Англию или Карфаген?

Мой выбор пал на карфагенян Ninel, поскольку Англия граничила теперь с владениями Чувака и при ударе в спину он мог бы прийти мне на помощь.

Рим создал изрядное число преторианцев и начал строить катапульты.

«Ого – Ninel, кажется, решила напасть на меня!».

«Почему ты так решил?» - спрашивает Чувак.

«Она собирает у моих границ кулак из конных лучников и катапульт».

Я тоже наращивал силы, предполагая встретить врага на своей территории и снести его армию.

Однако Ninel прошла мимо и неожиданно напала на англичан. Я расхохотался.

Далее – дело техники. Мы подождали, пока ее войска увязнут на территории соседа, а затем стремительно атаковали Карфаген.

Нинель мирится с англичанами, но не успевает вовремя перебросить армию назад, и все три ее города становятся моими. Война прошла так, как и должна была – быстро и победоносно.

Приведя слегка свою державу в порядок, я начал готовиться к новым боям. Мы теперь открыли технологию верховой езды, а на землях бывшей Монголии находился слоновий ресурс. Поэтому я начал строить уже не преторов, а этих милых животных (вкупе с катапультами).

«Ты можешь напасть на англичан» - посоветовал мне Chyvac+. «У них армия маленькая – даже меньше моей».

И двумя колоннами я вторгся на территорию соседа.

Однако тот уже располагал стрелками с длинным луком и (кое-где) начинал производить булавоносцев. Пока я шел до города, там накопился изрядный гарнизон. Наверное, я слегка поторопился с нападением на Нинель - надо было подождать, пока она нанесет Англии достаточный ущерб.

Тогда мы перекинули войска к следующему английскому поселению.

Англичанин тоже переправил войска туда, пользуясь своими дорогами.

А мы перекинули армию обратно – к первому городу.

Англичанин попытался вернуться, но по дороге попал в ловушку, был атакован моими слонами и катапультами, и сразу лишился шести секироносцев.

А из глубин римской державы к осаждаемому английскому городу все подходили и подходили слоны и катапульты. Когда сил накопилось достаточно – я успешно штурмовал город.

Но англичанин был тоже не лыком шит. Внезапно он высадил пару сильных юнитов с галеры, штурмовал и захватил самый южный из городов, захваченных мной у Ninel. А в своих центрах противник накапливал булавоносцев и воинов с длинным луком.

Все это время на меня пытался выйти Chyvac+, но у меня не было времени откликнуться (воевали-то мы  с таймером «метеор»). Наконец, я взял трубку.

«Алексея Фанталова можно? Что? Нет его, воюет? А я хотел ему счастья дать». И мой добрый приятель пожертвовал утомленному воину пушнины.

Дальнейшая война развивалась следующим образом. Я совершал рейды вглубь вражеской державы к плохо защищенным вражеским городам, причем исповедовал принцип: «идти врозь, бить вместе. Таким образом, противнику трудно было угадать направление удара.

В свою очередь, англичане всаживали на моем побережье десанты и разрушали прибрежные римские города, где почти не было гарнизонов (разрушали потому, что не надеялись их удержать). Им даже удалось снести сам Рим! Но на общее течение войны это повлиять уже не могло.

Наконец, победоносные римские армии осадили Лондон. Там собрался мощный гарнизон – были уже арбалетчики, мушкетеры, даже – один гренадер. Но колоссальное количество слонов и катапульт сломило их сопротивление. Враг (у которого где-то на острове оставался еще один город) вышел, хлопнув дверью.

«Да, ты молодец» - уважительно сказал Chyvac+. Его огромная высокотехнологичная армия стояла неподалеку, ведя мониторинг боев. «Сколько воды утекло со времени того «грушевидного материка», о котором ты писал во «Вторжении в Пангею»? Я не думал, что тебе удастся справиться с последним противником – он же развился, сцуко. Поди, ты сейчас и меня бы одолеть смог?».

«Нет, Чувак – я сейчас воевать не могу, сам видишь. Мои войска истрепаны, экономика в упадке, технология на нуле. Победа далась слишком дорогой ценой. Ты меня сметешь одним ударом.

«Может, тогда – дуэль?».

«Извини, друг – в следующий раз. Я очень устал».

«Жаль».

Формально первое место в этой игре досталось Чуваку. Но истинным победителем был я, пройдя через ад войны и многому научившись в ней. Меня буквально распирало от гордости. Это была моя лучшая кампания.

Если бы я только знал, какую горькую чашу поражений суждено будет испить в следующие недели!

 

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

 

"Эпоха огня" 3.

Меню